Неточные совпадения
Опять, как и в первую минуту, при известии об ее разрыве с мужем, Вронский, читая письмо, невольно отдался тому
естественному впечатлению, которое вызывало в нем
отношение к оскорбленному мужу.
― Да вот написал почти книгу об
естественных условиях рабочего в
отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает законы развития.
Клим Иванович Самгин понимал, что столь заботливое
отношение к нему внушено Таисье Дроновым, и находил ее заботы
естественными.
Он был «честен с собой», понимал, что платит за внимание, за уважение дешево, мелкой, медной монетой, от этого его
отношение к людям, становясь еще более пренебрежительным, принимало оттенок благодушия,
естественного человеку зрелому, взрослому в его беседах с подростками.
У Обломова не были открыты глаза на настоящее свойство ее
отношений к нему, и он продолжал принимать это за характер. И чувство Пшеницыной, такое нормальное,
естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.
Здесь предлагается несколько исторических, статистических и других сведений о Капской колонии, извлеченных частью из официальных колониальных источников, частью из прекрасной немецкой статьи «Das Cap der Guten Hoffnung», помещенной в 4-м томе «Gegenwart», энциклопедического описания новейшей истории. Эта статья составляет систематическое и подробное описание колонии в историческом,
естественном и других
отношениях.
В области наук
естественных в России были замечательные, первоклассные ученые, например Менделеев, но они не имеют
отношения к нигилистам.
Прохождение через идолопоклонческое
отношение к
естественным наукам было моментом в судьбе интеллигенции, искавшей правду.
Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ
естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его
отношение к культуре.
У нигилистов было подозрительное
отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е.
естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких научных открытий. Они популяризировали естественно-научную философию, т. е. в то время материалистическую философию.
Очень важно в практическом
отношении, чтобы оценка пищевых порционов какой-либо группы населения начиналась не с количественного, а качественного их анализа, и при этом изучались бы
естественные и бытовые условия, при которых эта группа живет; без строгой же индивидуализации решение вопроса будет односторонне и убедительно, пожалуй, для одних только формалистов.
— Народы, говорят законоучители, находятся один в рассуждении другого в таком же положении, как человек находится в
отношении другого в
естественном состоянии.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и
естественный смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех
отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
А в конце изображается опять, как живая сила простых, патриархальных
отношений берет верх над язвою современной полуобразованности, возвращает заблудшую дочь в родительский дом и торжествует, в лице Бородкина, восстановляя ее
естественные права в кругу всех ей близких.
— Цели Марфы Посадницы узки, — крикнул Бычков. — Что ж, она стояла за вольности новгородские, ну и что ж такое? Что ж такое государство? — фикция. Аристократическая выдумка и ничего больше, а свобода
отношений есть факт
естественной жизни. Наша задача и задача наших женщин шире. Мы прежде всех разовьем свободу
отношений. Какое право неразделимости? Женщина не может быть собственностью. Она родится свободною: с каких же пор она делается собственностью другого?
Смотрят люди на предмет различно, но как те, так и другие и третьи рассуждают о войне как о событии совершенно не зависящем от воли людей, участвующих в ней, и потому даже и не допускают того
естественного вопроса, представляющегося каждому простому человеку: «Что, мне-то нужно ли принимать в ней участие?» По мнению всех этих людей, вопросов этого рода даже не существует, и всякий, как бы он ни смотрел на войну сам лично, должен рабски подчиняться в этом
отношении требованиям власти.
Следя пристальнее за этой мыслью, всматриваясь в нее дольше и глубже, замечаешь, что это стремление к новому, более
естественному устройству
отношений заключает в себе сущность всего, что мы называем прогрессом, составляет прямую задачу нашего развития, поглощает всю работу новых поколений.
С течением времени человечество все более и более освобождается от искусственных искажений и приближается к
естественным требованиям и воззрениям: мы уже не видим таинственных сил в каждом лесе и озере, в громе и молнии, в солнце и звездах; мы уже не имеем в образованных странах каст и париев; мы не перемешиваем
отношений двух полов, подобно народам Востока; мы не признаем класса рабов существенной принадлежностью государства, как было у греков и римлян; мы отрицаемся от инквизиционных начал, господствовавших в средневековой Европе.
Разобрать это
отношение внешней формы к внутренней силе уже нетрудно; самое главное для критики — определить, стоит ли автор в уровень с теми
естественными стремлениями, которые уже пробудились в народе или должны скоро пробудиться по требованию современного порядка дел; затем — в какой мере умел он их понять и выразить, и взял ли он существо дела, корень его, или только внешность, обнял ли общность предмета или только некоторые его стороны.
Да-с,
естественное, простое
отношение к женщине было погублено навеки.
Распространение в массах
естественных наук он считал вернейшим средством улучшения общественных
отношений и положения рабочего класса.
Это, братец, единственное, что уцелело от
естественного подбора, и, не будь этой темной силы, регулирующей
отношения полов, господа Лаевские показали бы тебе, где раки зимуют, и человечество выродилось бы в два года.
Пение первоначально и существенно — подобно разговору — произведение практической жизни, а не произведение искусства; но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства; как все органы, орган пения, голос, требует обработки, ученья, для того чтобы сделаться покорным орудием воли, — и
естественное пение становится в этом
отношении «искусством», но только в том смысле, в каком называется «искусством» уменье писать, считать, пахать землю, всякая практическая деятельность, а вовсе не в том смысле, какой придается слову «искусство» эстетикою.
Каково
отношение этого искусственного пения к
естественному?
Но это только отрицательная сторона в деятельности правительства по
отношению к золотому делу, только, laisser faire — laisser passer; если бы правительство действительно хотело поднять золотое дело до своего
естественного максимума, то оно не стало бы создавать привилегий капитализму, а, наоборот, позаботилось бы о тех мозолистых, покрытых потом руках, которые добывают это золото из земли.
Кроме того, есть целые
отношения общественные, правильно организованные и даже признанные положительным законом, но тем не менее противные
естественному праву; пример — крепостные
отношения.
Её стремление обо всем рассуждать вызывало у него неприятное впечатление: он видел, что сестра рассуждает не из
естественной склонности уяснить себе своё
отношение к жизни, а лишь из предусмотрительного желания разрушать и опрокидывать всё то, что так или иначе могло бы смутить холодный покой её души.
В наше время успехи
естественных наук, избавившие нас уже от многих предрассудков, дали нам возможность составить более здравый и простой взгляд! и на
отношение между духовной и телесной деятельностью человека.
А если так, то в пределах
естественных условий решительно всякий человек должен быть полным, самостоятельным человеком и, вступая в сложные комбинации общественных
отношений, вносить туда вполне свою личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее — никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования.
Нам грустно за искажение
естественных человеческих
отношений, когда мы думаем обо всех, принимавших участие в этом случае.
Подобные замечания кажутся очень легкими и
естественными в дружеских
отношениях; но, право, не часто встречаются друзья, которые могли бы даже такие вещи говорить прямо и просто.
Над ним не имели силы грязные побуждения, мелочные расчеты, двоедушные
отношения; оттого во всем существе его, во всей его жизни замечается ясность и безмятежность, без раздвоения с самим собой, без насилования
естественных стремлений.
Но мельники были ласковы и смотрели на его участие, как на дело самое простое и
естественное, и никто даже и не вспомнил о драке, которая не имела и не могла иметь
отношения к тому, что происходило сейчас.
Однако язычество здесь, как и в других
отношениях, обладало религиозным ясновидением, способностью различать
естественные иконы Божества в природе и человеке.
По определению св. Максима Исповедника, «зло и не было и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо оно и не имеет в сущем ровно никакой сущности, или природы, или самостоятельного лика, или силы, или деятельности, и не есть ни качество, ни количество, ни
отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действие, ни движение, ни обладание, ни страдание, так чтобы естественно созерцалось в чем-либо из сущего, и вовсе не существует во всем этом по
естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец».
Полагая магизм в основу своих
отношений к миру, к земле, к плоти, прародители затемнили и ослабили в себе
естественную свою софийность, в силу которой Адаму была присуща власть над миром как богоносному и богоприемлющему существу, — не как предмет вожделения и самостоятельная цель, но как одно из проявлений его духовной высоты и святости.
Очевидно, власть имеет какое-то
отношение к самому существу человеческого духа, и надо прежде всего отвергнуть рационалистические измышления «просветительства», будто власть и право кем-то изобретены, выдуманы на известную потребу, произошли вследствие «общественного договора» или свободного соглашения [Теорию «общественного договора» (как переход разрозненных индивидов от
естественного к социально-государственному состоянию путем взаимного ограничения и перенесения друг на друга прав, что фиксировалось в договоре) разрабатывали философы-просветители: Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.].
Удачный человек, «счастливый», с
естественною обязательностью совершает известные поступки и инстинктивно чуждается других поступков, он вносит порядок, который он физиологически являет собою, в свои
отношения к людям и вещам.
Любовь определяется не
отношением естественного к сверхъестественному, а
отношением личности к личности,
отношением личности человека к личности Бога,
отношением одного человека к личности другого человека.
В этом
отношении есть существенное различие между науками
естественными и науками о духе.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого
отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь
естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
То, что
отношения Лира к дочерям и Глостера к сыну совершенно одинаковы, даже еще сильнее дает чувствовать, что и то и другое выдумано нарочно и не вытекает из характеров и
естественного хода событий.
Будучи действием трансцендентным по
отношению всемирного существа к людям, оно в то же время есть имманентное (курсив мой) действие всех людей, обращающее посредством
естественных сил прах в тело и кровь Христову, т. е. в церковь, обнимающую все поколения» (с. 176).
Но нигде ни слова не говорится о человеческих учреждениях, судах, о том, в каком
отношении находятся суды эти к этому запрещению осуждать. Запрещает ли их Христос, или допускает? На этот
естественный вопрос нет никакого ответа, как будто уже слишком очевидно то, что как скоро христианин сел на судейское место, то тогда он не только может осуждать ближнего, но и казнить его.
Но так же, как труд не составляет нечто искусственное, выдуманное, предписываемое людьми, а нечто неизбежное, необходимое, без чего не могли бы жить люди, так точно и вера, то есть сознание своего
отношения к бесконечному и вытекающего из него руководства поступков. Такая вера есть не только не нечто воспитанное, искусственное, исключительное, а, напротив, такое
естественное свойство человеческой природы, без которого, как птицы без крыльев, никогда не жили и не могут жить люди.